НЕСЕБЪР - ГОРОД ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ

Древний город Несебр является выдающимся свидетельством многослойного культурного и исторического наследия. Это место, где многие цивилизации оставили свои осязаемые следы: археологические сооружения второго тысячелетия до нашей эры, греческая черноморская колония с уцелевшими остатками укреплений, эллинистическая вилла и религиозные постройки античности, сохранившиеся церкви средневековья. 

ОСНОВНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

1. КРЕПОСТНЫЕ СТЕНЫ
2. МУЗЕЙ
4. КРЕПОСТНЫЕ СТЕНЫ
3. ЦИСТЕРНЫ
V-VI в.в.
5. ЦЕРКОВЬ СВ. ИОАНА АЛИТУРГЕСОСА
VIV в.
6. ЦЕРКОВЬ СВ. КЛИМЕНТА
XVII в.
7. ЦЕРКОВЬ СВ. СОФИИ
V-VI в.в.
8.ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
9. ЦЕРКОВЬ СВ. ВЛАХЕРНЫ
10. БАЗИЛИКА СВ. АПОСТОЛОВ
VI в.
11. ЦЕРКОВЬ СВ. СТЕФАНА
XI в.

12. ЦЕРКОВЬ ХР. ПАНТОКРАТОРА
XIII-XIV в.в.

13. ЦЕРКОВЬ ИОАНА КРЕСТИТЕЛЯ
X-XI в.в.

14. РАННЕВИЗАНТИЙСКИЕ ТЕРМЫ
VI в.
15. ЦЕРКОВЬ СВ. СПАСА
XVII в.
16. ЦЕРКОВЬ СВ. АРХ. МИХАИЛА И ГАВРИИЛА
XIII в.
17. ЦЕРКОВЬ СВ. ПАРАСКЕВЫ
XIII в.
18. ЦЕРКОВЬ СВ. ДИМИТРИЯ
XI в.
19. ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ СВ. БОГОРОДИЦЫ
XIX в.
20. СТАРАЯ МЕЛЬНИЦА
XVIII в.
21. БАЗИЛИКА БОГОРОДИЦА ЭЛЕУСА
VI в.
22. ЦЕРКОВЬ СВ. ТЕОДОРА
XIII в.

ИСТОРИЯ В КАМНЕ

Крепостные стены

С самого основания город был огражден крепостными стенами, остатки которых в монументальных развалинах можно увидеть и сегодня. В течение столетий существования города крепостные стены и сооружения возводились поэтапно, для того чтобы сделать полуостров все недоступней для врагов. Первые поселенцы на полуострове - фракийцы, приступили к защите своего поселения стенами еще в 8 веке до нашей эры. На северо-западном побережье обнаружена крепостная стена этого периода. Она выполнена из камней и земли и сохранилась на высоте около 2 метров. Во время колонизации города греками в конце 6 века, поселенцы не сразу стали дополнять фракийскую систему фортификации, но они были дорийцами, а окружали их колонии греков-финикийцев и ионийцев, так, что - пришлось в конце 5-го и начале 4-го века до нашей эры возводить новые стены. Греки возводили стены из больших каменных блоков с обработанными поверхностями, без раствора. Меж-стенное пространство заполнялось землей и камнями. Во время оккупации Месамбрии римлянами крепостные сооружения оставались почти целыми и невредимыми и использовались без изменений в последующие столетия.

несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
После развала Римской империи правители Византии предприняли активную строительную деятельность для защиты города от новых угроз, и в середине 5-го века появились новые крепостные стены, построенные характерной кладкой чередования рядов камней и римского кирпича. Активное строительство шло на протяжении всего 5 века. Из построек этого периода лучше всего сохранилась крепостные стены в районе городских ворот. Ворота окружены двумя прямоугольными башнями, а полукруглые и круглые башни симметрично располагались по бокам. Две двери - подъемная и двойная распашная закрывали вход в город. Византийская система фортификации использовалась и в средние века. Несколько раз, при осадах города, она серьезно повреждалась, но быстро восстанавливалась. Первая реконструкция восходит к концу 6-го и началу 7-го века после нападения аваров. При захвате Месемврии в 812 году войсками Хана Крума крепость была сильно разрушена, но уже в конце 9-го века была восстановлена. В середине 11 века основные сооружения снова были отремонтированы. Во время правления Ивана Александра в 13-м веке стены были реконструированы в последний раз. После падения в 1453 году Несебъра под турецким нашествием система укреплений была частично разрушена и потеряла свое значение, оставшись без досмотра она постепенно разрушилась окончательно.
Из всей, мощной, системы фортификации сохранились, и частично были восстановлены в 1970-е годы, только около 100 метров крепостных стен с башнями ворот в передней части перешейка и около 20 метров стен с нишами в виде арок у южной пристани перед портом. Остальная часть крепостных стен или разрушена, или находится под водой. По внешнему виду укреплений сейчас легко можно определить, в какую эпоху были построены разные его фрагменты. Самые ранние, фракийские стены сложены из необработанных камней и земли, их можно увидеть на северо-западном побережье. Греческие, из каменных блоков, с обработанной лицевой стороной - в западной части города, в некоторых местах они дополнены более поздней византийской кладкой. Византийские стены можно узнать по чередованию рядов камней и римского кирпича на юго-западном побережье и в районе входных ворот.



За этими сте­нами со­хра­ни­лись ос­тат­ки ан­тич­ных и ран­не­ви­зан­тий­ских по­стро­ек, фун­да­мен­ты ак­ро­по­ля, остатки аго­ры, фраг­мен­ты во­до­про­во­да и терм, прекрасные образцы античной и средневековой ар­хи­тек­ту­ры, из них 14 церковных зданий.

Цистерны, V-VI в.

Цистерны являются частью позднеантичной водопроводной системы города, построенной в V-VI веках, они представляет собой вкопанный в землю резервуар со стенами из кирпича, которые были покрыты водоизоляционным раствором. Сводчатый потолок поддерживался мраморными колоннами с капителями. Цистерны имели выход в подземные коридоры, в которых был проложен водопровод из глиняных труб. Источник воды находился на материковой части Несебра.
Система была открыта и исследована в 80-х годах, при этом было обследовано только порядка 180 её метров.

несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария

Церковь Святого Иоанна Алитургетоса (Неосвященного), XIV в.

Вероятно должна была быть посвящена Святому Иоанну Крестителю = согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии.
Церковь названа так потому, что ее не успели освятить, а значит, в ней не проводились литургии. Сначала этому помешали бурно развивавшиеся события второй половины 14 века, когда Несебър переживал нападения и грабежи. Затем настал период Османского владычества, и здание уже никогда не использовалась, как церковь, хотя, согласно некоторым источникам - была все же освящена в 1886 году, и в церкви все же совершали богослужения вплоть 1913 года, когда, вместе с другими Несебърскими церквями, она сильно пострадала от землетрясения.

несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
Существует и легенда: в народе ее прозвали неосвященной («альтургеты» - «неосведомлено» по-гречески), которые рассказывают, что мастер, украшавший церковь, влюбился в дочь богатого грека, на деньги которого возводился этот храм. Не получив согласия на руку девушки, бедный мастер не закончил работы и бросился с обрыва в море. Церковь так и осталась неосвященной – ведь согласно церковным канонам храм не может быть освящен, если при его строительстве погиб человек.
Специалисты утверждают, что это было самое величественное и красивое храмовое здание Несебъра и знаменует собой пиковую стадию в строительстве культовых зданий в средние века.
По планировке – это трех-нефный крестово-купольный храм с тремя алтарными апсидами и притвором (нартексом). Размеры церкви 18,50 на 10,25 метра. Основа крестовидной части церкви - naos представляет собой почти квадрат и оформлен четырьмя колоннами поддерживающие высокий узкий купол.
Кладка каменная и кирпичная, фасадные стены расчленены слепыми двухступенчатыми нишами. В фасадах церкви живописный стиль той эпохи достиг самого высокого уровня развития. Они украшены различными геометрическими формами из кирпича и небольших каменных блоков (керамико-пластичный стиль), мозаичными вставками, местами хорошо сохранившимися. Особенно красивым является восточный фасад церкви с тремя рассеченными апсидами, украшенными крошечными нишами и элегантными арками. Искусное сочетание блоков из белого камня и красного кирпича в сочетании с керамическими вставками производит впечатление разноцветной вышивки. Все фасады разработаны по-разному. Имеется два входа - северный и южный. Подобное архитектурное решение редко встречается у церковных зданий.
Была рес­тав­ри­ро­ва­на в 1972 году, в 2016 -17-х годах была опять закрыта на реставрацию, сейчас - объект экспозиции археологического музея.

Церковь Святого Климента (часть, встроенная в современное здание), XVII в.

Кли́мент I - один из мужей апостольских. Почитаем в православии как один из первых христианских проповедников на территориях Северного Причерноморья.
Храм был построен в 17 веке, в период турецкого владычества. Это была небольшая, каменная церковь, от нее до нас дошли только центральная апсида и алтарная часть. Во внутренней части апсиды есть фрески 17 века Девы Марии и святых апостолов. Все сохранившиеся фрески были восстановлены и консервированы. Стены имеют трещины и нуждаются в реконструкции.
Церковь встроили в интерьер нового здание, что не характерно для бережного отношения к старым постройкам в Болгарии, как такое случилось сказать трудно. Название храма сохранилось по традиции местным населением.
Хотя его частично и сохранили, отношение к этому храму неуместно - сегодня пространство вокруг него превратилось в ресторан.

несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария

Церковь Святой Софии, именуемая как старая Митрополитская, V-VI вв.

Святая София, трактуется в христианстве, как Христос — это есть Премудрость Божия и Божия Сила. А Святая София - это храм воплотившейся Премудрости Божией, это храм Христа, потому что Христос есть Слово Отчее.
Раннехристианская базили'ка Святой Софии была построена в эпоху византийского государства, на месте античной агоры' - рыночной площади, и на фун­да­мен­тах ан­тич­но­го хра­ма Апол­ло­на. Её строили в два периода: первоначальное строительство относится к 5 веку, позже примерно в 6 -7 веке она был реконструирована, и в начале 9 века пе­ре­строе­на. Функ­цио­ни­ро­ва­ла, как церковь, до конца 18 века. Настоящий свой вид приобрела после реконструкции в начале 19 века.
Здание сохранило типовые черты ранних базилик с их большими внутренними пространствами, богато освещенными многочисленными высокими и широкими окнами. Это типичная раннехристианская, трёх-нефная базилика с полукруглой апсидой, нартексом (притвором) с входной группой и внутренним двором - атриумом. Ее общая длина составляет 25,5 метра.

несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
Разделяется на нефы двумя рядами по пять столбов, с высоким пространством центрального нефа. Средний неф шириной 9,3 м завершается на востоке большой крытой апсидой — изнутри круглой, снаружи трёхсторонней. Боковые нефы отделяются от центральной площади каменными столбами связанными кирпичными сводами. Вторым этажом идут арки. На восточной стене над апсидой расположены три арочных окна. У базилики была двухскатная крыша, которая не сохранилась.
Стены сложены из камня, чередующегося с кирпичом и элементов греческих храмов. Изнутри церковь была оштукатурена, и стены были покрыты росписями. Весь пол был покрыт мозаикой из небольших цветных камней.
В средневековых летописях ее называли самой крупной церковью Болгарии. Изначально церковь являлась частью комплекса - резиденции митрополита Несебрского, нескольких черноморских городов. Отсюда ее второе название - Старая Метрополия.
. Слева от апсиды находится мраморный блок с высеченным стихом из Ветхого Завета. Из-под упавшей штукатурки виден пронзительный крик будущим поколениям: "И позволь моему плачу достичь до тебя" (цитата из 106 псалма). Этот элемент был частью другого здания или более ранней постройки конца 5 века, и попал сюда при реконструкции. В средние века церковь служит храмовым собором митрополитской епархии с центром в Несебре. Здесь хранились мощи святых. Во время крестового похода в 1257 году, Венецианский флот во главе с капитаном Джакомо Дандоло напал на Несебр, и венецианцы разграбили храм. Они похитили и унесли с собой святые мощи великомученика Феодора Стратилата, руку и челюсть святого апостола Андрея, руку святого апостола Варфоломея и голову святого папы Сикста. Реликвии были перевезены сначала в Константинополь, а затем в Венецию в церковь Св. Сальвадора, где они и находятся сегодня.

"И позволь моему плачу достичь до Тебя"

Последние столетия существования Византийской империи во многом определялись борьбой двух знатных и богатых родов Палеологов и Кантакузинов, на императорском троне побывали представители тех и других. Трудна была в то время женская судьба. В политических интересах девушек выдавали замуж не по любви, а исходя из политических интересов. Существовали браки между представителями Палеологов и Кантакузинов и многочисленные потомки от этих браков. Византийские принцессы отдавались в жены и туркам, и сербам. Месемврия, как тогда назывался нынешний Несебр, в последние годы существования Византийской империи стала местом почётной ссылки для вельмож из знатных фамилий, в том числе и императорской.
Мало что известно о жизни и смерти византийской принцессы, по словам историков, она родилась в 1330 году. После битвы при Русокастро между войсками византийского императора Андроника III Палеолог и болгарского царя Ивана Александра в 1332 году, принцесса была обещана в жены болгарскому наследному принцу Михаилу Ассену. Марии было всего 9 лет, а ее будущему мужу в 15 лет. Свадьба откладывается на несколько лет из-за нежного возраста обоих. Несмотря на двусмысленность и несоответствие в датах, можно предположить, что во время церемонии брака Михаилу Ассену было около 19 лет, а его жена - Эйрен (Ирине) 13. Ничего не известно о паре. Нет свидетелей от этого брака и о детях. Известно только, что он просуществовал до 1355 года, когда Михаил Асен был убит в битве с сербами. Его жена, Мария/Ирина, ненадолго отправилась в Константинополь, но потом вернулась в Несебр. В чем причина ее возвращения неизвестно, но легенда, которая до сих пор сохранилась, рассказывает о ее незатухающей любви к Михаилу. До конца своей жизни она остается в Несебре монахиней в монастыре Святой Элеусы, где и была похоронена в 1441 году.

несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария

В 15 веке в соборе была похоронена Матаиса Кантакузина Палеоло'г - отпрыск двух византийских императорских фамилий, о чем сохранилась надпись на ее надгробной плите. Опасаясь, что турки будут использовать элементы храма Св. Софии, как строительные детали архиепископ Киприан перенес надгробную плиту с могилы византийской принцессы в церковь Св. Спаса, сейчас она находится в археологическом музее.
Могила находится в северо-западной части церкви, слева от центрального входа. Считается, что до 1441 года она была кенотафом - пустой гробницей, символизирующей присутствие в Несебре трех имперских семей - Комнинов, Кантакузи'нов и Палеоло'гов, которые жили здесь в 12, 13 и 14 веках. Могила находится напротив алтаря и повернута на юг, то есть на Константинополь. Аркады над могилой выполнены из клинообразных камней. На них помещены семь монограмм: три из них - Палеоло'гов, две - Кантакузи'нов и одна - императоров Маниулла и Комнина. Считается, что, когда в 1440 году Димитрий Палеоло'г стал правителем Месембрии, он распорядился разместить здесь надгробие принцессы Матаис, сохранившееся по сей день.

Этнографический музей, XIX в.

.Обстановка дома (мебель, часть декора) при его первоначальном владельце, судя по старым фотографиям, соответствовала моде 19 века (большой резной обеденный стол, бронзовая с хрусталем люстра). Вообще же традиционный интерьер несебрского дома (современный интерьер музея) относительно небогат, но своеобразен. В центральном зале организована выставка старых фотографий и планов архитектуры Национального Возрождения. Там можно посмотреть портреты и описания путешественников, которые посетили Несебр в 17 и 19 веках. Выставлены элегантные женские платья от начала двадцатого века. В южной комнате экспозиция посвящена традиционным ремеслам и занятиям жителей Несебра - рыбалке, виноградарству и виноделию. В большой северной комнате представлен интерьер типичного греческого дома, украшенного камином, мебелью, скатертями ручной работы и красивыми шторами. Экспозиция в маленькой северной комнате посвящена мигрантам в Несебре, их истории, жизни и традициям. Показан типичный интерьер дома македонских и фракийских поселенцев. Жаль только, что в экспозиции не представлены хозяйственные помещения первого этажа и полуподвала, а внутридомовой садик можно увидеть только из окон второго этажа.

несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария

Этнографический музей Несебра - Дом Москояни. Дом является типичным представителем жилой архитектуры Несебра периода болгарского Возрождения, построен в 1840 году. Это, пожалуй, единственный сохранившийся в Несебыре домом, который сохранил планировку, фасады и интерьеры настоящей болгарской архитектуры возрождения 19 века. Принадлежал богатому греческому торговцу Панайоте Москояни. Здание двухэтажное.
Первый этаж - каменный, высокий, с двухстворчатыми дверями. Верхний этаж построен в основном из дерева. Центр второго этажа занимает зал, который имеет богато украшенный деревянный потолок с розеткой посередине.

Церковь Святой Влахерны (часть апсиды с нишей)

Влахерна - район северно-западной части Константинополя на южном берегу бухты Золотой Рог; одно из мест особого почитания Пресвятой Богородицы.
Сегодня есть лишь небольшая часть церкви - часть апсиды и полусферической ниша, на месте церкви теперь проходит улица. Время постройки неизвестно.
Местные жители до сих пор почитают место расположения церкви, зажигают свечи и возлагают цветы. К слову, Влахернская церковь Богородицы - знаменитая церковь, ранее стоявшая у императорского дворца в константинопольском предместье Влахерны, близ залива Золотой Рог. В этой церкви в 910 году произошло знаменитое явление Богоматери верующим. В память этого события православной церковью на Руси в XII веке установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария

Базилика Святых Апостолов (разрушена), VI в.

Имя церкви известно из местных преданий. По всей вероятности, она освящена во имя известной церкви Святых Апостолов в Константинополе, где похоронены многие из византийских императоров.
Церковь предположительно датируется VI веком, периодом правления Византии. Была обнаружена в 1964 году при раскопках Любой Огненовой и Жаной Чембулевой, во время строительства школы. Судя по размерам – это была большая, трех-нефная, одно-апсидная базилика. При раскопках был раскрыт только южный неф, где сохранился две базы из ряда мраморных колонн, отделяющих южный неф от центрального. Остальная часть базилики находится под уличным мощением. По-видимому – она была перестроена в мечеть при османах, и ее полностью разрушили местные жители после освобождения.

несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария

Церковь Святого Стефана, именуемая как Новая Митрополитская, XI в.

Стефа́н Первому́ченик - первый христианский мученик, происходивший из диаспоры евреев; был привлечён к суду Синедриона и побит камнями, почитается, как святой, архидиакон и апостол.
Церковь Святого Стефана, или Новая Митрополитская - самый большой и хорошо сохранившийся храм. Его начали строить в 11 веке, в период заката первого Болгарского царства и захвата Болгарии Византией. Потом не раз переделывали. Западная часть церкви была уве­ли­че­на в 16 веке (1590-е годы), а при­твор (нартекс) при­стро­ен в 18 веке, в эпоху болгарского возрождения. По планировке это типичная трех-нефная базилика с тремя апсидами и нартексом. Средний неф, или корабль, поднимается над боковыми нефами и увенчан восточной и западными арками. Материалы постройки - камень и кирпич на известковом растворе.
Фасад украшен в традициях византийской архитектуры поясами из кирпича и цветными керамическими вставками. Пол церкви покрыт мраморными могильными плитами из античного некрополя.

несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
При строительстве церкви использовали много архитектурных элементов (карнизы, капители, рельефы) из демонтированных ранее греческих зданий. В интерьере церкви использовали мраморные детали античных построек. Так, арки покоятся на двух мраморных колоннах, в базах которых использованы перевернутые коринфские капители.
Перед царскими вратами алтаря – мраморная ступенька, когда-то бывшая карнизом здания. В церкви сохранились оригинальный иконостас конца 16 века.
Сюда, в церковь Св.Стефана, была перенесена резиденция архиепископа из базилики Св.Софии. Резной архиерейский трон и амвон – эти атрибуты Новой Митрополии хорошо сохранились в интерьере церкви.
несебър, история, фрески, церковь
Церковь Святого Стефана – ценнейший памятник церковной архитектуры и живописи Болгарии, поскольку здесь прекрасно сохранились стенописи позднего средневековья. На одной из дверей в южной части церкви сохранилась одна из дат - 1599 год (16 век), а в притворе располагаются фрески 18 века. Первоначально церковь была названа в честь Богородицы. Вот почему фрески тематически связанны с жизнью Божией Матери. На них изображены более 1000 фигур в 258 композициях. Особенности стиля позволяют выделить руку трех мастеров: два из них работали на восточной части наоса (центральной части), а один в западной. Сверху центральной апсиды изображена Богоматерь с младенцем Христом на троне и двумя архангелами по сторонам, а над западным входом – Успение Богоматери. 
В центральном нефе представлены сцены Чудес Иисуса Христа, а в боковых нефах - житийные сцены святых. Любопытно, что одна из стен украшена светской сценой, что-то немыслимое в соответствии с церковным каноном, фреска рассказывает историю рыбака, который тонет и спасен Богом, после чего выживший дает богатый пир для своих спутников. В нартексе написаны сцены Страшного Суда в традиционной иконографии 18 века. В церкви сохранились оригинальный иконостас конца 16 века.

Благодаря сохранившемуся архитектурному облику, иконостасу и, прежде всего, его художественным фрескам, церковь «Св. Стефан "является одним из самых значительных памятников болгарского культурного наследия. Сейчас церковь работает как музей.

Церковь Иисуса Христа Пантократора (Вседержителя), XIII-XIV в.

Посвящена Христу Пантократору. Вседержи́тель или Пантокра́тор (всевластный, всесильный) - центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию.
Церковь была построена в 13-14 веках, в период расцвета Несебъра при царе Иване Александре, периода 2-го Болгарского царства, и является одной из самых замечательных и сохранившихся средневековых церквей в Несебре, типичным представителем живописного стиля в церковной архитектуре.
Здание прямоугольной формы с размерами 16 х 6,9 метра, с двумя входами - на западе и юге. Продолговатый прямоугольник храмового пространства, из которого выступают три апсиды, делится на три части – алтарную с апсидами, центральную храмовую (наос) и нартекс (притвор). Относится к типу четырёх-столпных, крестово-купольных храмов, поскольку барабан купола опирался на четыре столба, разрушенных и замененных колоннами, отмечавших крестообразный центр храма. Богато украшенный купол оснащен 8-ю арочными окнами.

несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
Свет проникает и в другие аналогичные окна на юг и север фасада. Нартекс (притвор) небольшой, со встроенной в пол средневековой гробницей. Над сводчатым перекрытием нартекса (притвора) находилась четырехгранная колокольня, ныне полуразрушенная. Подъем туда с юга вдоль узкой каменной лестницы, встроенной в стену между наосом и притвором. Апсиды изнутри полукруглые, снаружи пяти-стенные.
Церковь – подлинная жемчужина архитектуры. При её строительстве использовался кирпич и природный камень, от этого вид несущих стен приобрел особый, декоративный эффект. Фасады расчленены богато декорированными слепыми нишами. Стены для нарядности украшены арками, керамическими дисками и розетками, рисунками из красного кирпича и белого камня. 
На внутренних стенах сохранились лишь следы первоначальной росписи. В отличие от утраченного интерьера, фасады храма почти не пострадали от времени - пестрые узоры каменно-кирпичной кладки, разноцветные керамические украшения сочетаются с разнообразными, ритмично чередующимися архитектурными деталями (закомарами, аркатурными поясками, зубчатыми карнизами). Над апсидами восточной части фасада проходит фриз из свастик, выложенный кирпичами - символом солнечного культа. Все это великолепие использовано в каждом из четырех фасадов по-разному, поэтому стоит осмотреть шедевр со всех сторон.
Сейчас церковь используется как выставочный зал археологического музея.

Церковь Святого Иоанна Крестителя, X в.

Посвящена святому Иоанну Крестителю, согласно Евангелиям: ближайшему предшественнику Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, проповедовал и совершал священные омовения/окунания для очищения от грехов и покаяния иудеев, которые впоследствии стали называться таинством крещения, омывал (крестил) в водах реки Иордан Иисуса Христа.
Небольшая церковь Иоанна Крестителя была возведена в 10 веке, в период золотого века Первого Болгарского царства. Хотя некоторые исследователи относят время его постройки к 11 веку, времени господства над Болгарией Византии. Это самая ранняя из сохранившихся крестово-купольных церквей Несебыра. Общая длина прямоугольной церкви - 12 метров, ширина - 10 метров.
Это уже не базилика, а новый тип храма, в котором два пересекающихся цилиндрических свода образуют в плане крест и увенчаны куполом на барабане. Церковь является типичным представителем перехода от укороченной базилики к церкви. Церковь была скромно декорирована снаружи, возможно оштукатурена.

несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
На западном фасаде можно увидеть довольно пышную керамо-пластическую декорацию из кирпича над входом и глухими арками, что свидетельствует о проникновении некоторых приемов элладской школы, региона расположенного южнее Болгарии, вместе с мастерами, котрые пришли сюда в византийский период.
При строительстве использовался речной камень и бут на известковом растворе. Вокруг окон и над дверью можно увидеть небольшие декоративные элементы из кирпича. Каменные колонны в виде креста держат круглое основание, заканчивающееся полусферическим куполом.
Внутренняя часть стен оштукатурена, выполнена роспись. Интерьер сохранился плохо, от фресок осталось несколько фрагментов - изображения в куполе и портрет ктитора (дарителя, на чьи деньги церковь обустраивалась) на южной стене 14 века, и фрески 16-17 веков с изображением Св. Марины на северной стене. Здание без притвора (нартекса).
В 2013 году были проведены спасательные археологические исследования в связи с проектом по восстановлению церкви. В результате было обнаружено, что крестовая церковь была построена на фундаменте поздней античной трех-нефной базилики VI века, тоже с захоронениями. И перед самой церковью обнаружен некрополь с погребениями различного возраста. Археологический раскоп, по требованию общины, покрыли плитами.

Сейчас здание используется, как часть археологической экспозиции музея. Относится к Сливенской епархии, которая периодически проводит реставрационные работы. Икона «Святое Благовещение» 16 века из этой церкви находится в городской художественной галереи города Пловдива.

Ранневизантийские термы, VI в. н.э.

В некоторых местах они сохранились на глубину до 3 метров. В теплых комнатах был устроен висячий пол и гипокауст. Самым впечатляющим был центральный зал, где четыре массивных мраморных колонны с коринфскими капителями держали крестообразный свод купола, его пол был покрыт мраморным плитами.
Так же там были бассейны, боль­шие за­лы и вспомогательные помещения. Термы функционировали до конца 8-го века. В этот период производились ремонтные работы. В начале 9 века были перестроены и стали использоваться в жилых и коммерческих целях. В центральном зале были установлены печи, в которых мраморные детали тротуарной плитки и облицовки зданий используются в качестве сырья для получения извести.
Обследовано около двух третей площади: пять теплых комнат (два из них с полукруглыми бассейнами), центральный зал и коридор. Остальная часть здания находится под соседними улицами и домами.
Термы снабжались водой из подземного водопровода, подведенного с западной стороны здания. В течение 5-6 веков была построена сложная подземная система водопроводов, охватывающая весь город.

несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
Ранние византийские термы (бани) были построены по лучшим образцам Константинопольских терм в 6 веке во время правления Византийского императора Юстиниана Великого. Хорошие термы (общественные бани) в Римской империи были признаком цивилизованности города и его жителей.
Стены были построены из чередующихся рядов каменной и кирпичной кладки и облицованы мрамором.
Византийские летописцы Феофанис Исповедник и Патриарх Никифор писали в своих летописях, что здесь в 680 году принимал ванны и исцелялся византийского императора Константин 4 Погонат (бородатый). Из этих летописей становиться ясно, какую роль сыграли Несебърские термы в истории возникновения Болгарии. Когда Константин 4 вознамерился дать отпор болгарскому хану Аспаруху, и не позволить пришельцу закрепиться на побережье Дуная,
то осадив Аспаруха в его укреплении, император тайно покинул войско на несколько дней. Он поехал принимать лечебные ванны в Месемврии. Среди войска это было воспринято как бегство, началось массовое дезертирство, затем отступление. Благодаря этому хан Аспарух разгромил византийские войска, перешел Дунай и обосновался у реки Варны, подчинил славянское население региона и тем самым положил начало Болгарскому государству.

Церковь Святого Спаса или Святое Вознесение Господне, XVII в.

Посвящена Спасу Нерукотворному и Вознесению Господнему. Спас Нерукотво́рный - особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате). Вознесе́ние Госпо́дне (Спаса) - событие новозаветной истории, восшествие Иисуса Христа во плоти на небо.
Церковь была построена в 1609 году, в период османского владычества, что следует из ктиторской (дарительной) надписи, расположенной над Южным входом. На средства богатого горожанина Теотока, во времена митрополита Киприана – выдающегося церковного и общественно-политического деятеля, внесшего большой вклад в распространение христианской и болгарской духовной культуры, руководивший долгое время Русской Православной Церковью.
Это однонефная церковь длиной 11,7 и шириной 5,7 метров, с северной стороны раньше был узкий и длинный нартекс, а ширина церкви была 9,8 метров. Маленькая (по османскому закону - не выше всадника на коне), она построена из грубо обтесанных камней и перекрыта деревянной двухскатной крышей.

несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
Её восточный фасад был наполовину врыт в землю. Рядом с церковью археологи открыли древнее жилище, ориентировочный возраст которого 2500 лет, погребения и другие артефакты различных эпох. К большому сожалению, всё, что было найдено, после быстрого изучения, было снова погребено по требованию несебрской общины.
Неказистая, совсем не украшенная снаружи, церковь была замечательно расписана внутри неизвестным мастером. Стены почти полностью покрыты фресками - прекрасными образцами живописной школы Несебыра 17 века. Большая часть росписей сохранилась. Фрески воссоздают эпизоды из жизни Христа и Девы Марии. В апсиде изображена сцена: "Богородица с младенцем спускающаяся с небес ". Стены храма расписаны евангельскими сценами и изображениями святых в двух зонах. На южной стене изображено Крещение и Преображение, трехдневное воскресение Лазаря, триумфальный въезд Господа Иисуса Христа в Иерусалиме и сцена, в которой он омыл ноги своим ученикам на Тайной Вечере.
Ниже этой зоны изображены в полный размер Святой Спиридон и Святой Иоанн Креститель, святые апостол Константин и Елена, Христос Эммануил, Святые Анастасия и Екатерина Великомученица, Матрона и Санкт-Марина. На северной стороне верхний ряд зарезервированных сцен Пасха, Вознесение и Сошествие Святого Духа на апостолов, Успение, Рождество Марии, Деве и др. Нижняя зона изображает Святого Дмирия, Святых великомучеников Мины, Евстафия, Нестора, Артемия, Прокопия, Феодор Тирона и Феодора Стратилата, Святого Михаила Архангела.
Опасаясь, что турки будут использовать для строительства детали храма Св. Софии, архиепископ Киприан перенес сюда из церкви Святой Софии надгробную плиту с могилы византийской принцессы Матаисы Кантакузи'ной Палеоло'г. На протяжении многих лет надгробная плита хранилась в этой церкви, а сейчас находится в археологическом музее.
Сейчас здание используется, как часть археологической экспозиции музея.

Церковь Святых Архангелов Михаила и Гавриила, XIII век.

Что интересно и необычно – в храм входят через три двери - одна на северной стороне здания и две в притворе в южной части. При очень компактной планировке церковь имеет с восточной части три малых, много-стенных апсиды с многогранными отверстиями в них и богатым декором. Внешняя отделка фасадов очень богата. Фасад декорирован рядом сводчатых ниш, форма которых подчеркнута узорами кладки из камня и кирпича. Арки подчеркнуты тройными рядами зеленых глазурованных четырехлистных фестонов, они же украшают каменные блоки, которые расположены в шахматном порядке с парами кирпичей.
Сейчас здание функционирует как музейный объект.
У стен Церкви Святых Архангелов Михаила и Гавриила при раскопках было найдено захоронение из 28 тел. Видимо здесь располагалось средневековое кладбище. Среди мертвых нашли останки тел времен эпидемии чумы 16-ого века. Некоторые скелеты были найдены со следами насильственной смерти. Но самое интересное в захоронении находится тело мужчины, у которого нашли нож в груди в районе сердца. Видимо, по какой-то причине, посчитали, что он был "вампиром" и дабы успокоить его тело и душу на веки воткнули нож в сердце.
Вообще верование в вампиров было довольно широко распространено в средние века. Дело в том, что у мертвого человека через несколько дней разложения часть крови может распространяться неравномерно по телу. Зачастую эта лишняя кровь прорывается через капиляры у рта или у носа, и вытекают наружу. Для близких людей эти кровоподтеки как бы свидетельствовали о вампиризме умершего. В таких случаях мертвецам забивали нож или кол в грудь. Так, что скорее всего вампиром человека окрестили после смерти, а умер он собственной смертью. Во всяком случае, кроме ножа в груди, никаких следов насильственной смерти через повешение или иную причину найдено не было.

несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
Посвящена Архангелам Михаилу и Гавриилу. На традиционном православном иконостасе они изображаются по обе стороны иконы Иисуса Христа и Богоматери. Архангел Михаил считается командиром ангелов, а архангел Гавриила изображается в качестве стража рая и главный ангел, помогающего людям.
Церковь была построена в конце 13 веке, в период заката 2-го болгарского царства, но некоторые истории считают, что церковь была построена, или, скорее всего, отремонтирована, во времена расцвета 2-го болгарского царства - периода правления болгарского царя Ивана Александра. Церковь была одной из красивейших не только в Несебъре, но и во всей Болгарии.
Это однонефная крестово-купольная церковь с нартексом (притвором) в западной части, несохранившимся широким куполом, прямоугольной башней и колокольней. Купол и большая часть храма сегодня отсутствуют, хотя на картинах 19 века церковь еще была покрыта куполом.
Размеры церкви - длинна 14 и ширина 5,2 метров.
Каменная лестница, которая ведет на колокольню, встроена в западную стену церкви.

Церковь Святой Параскевы, XIII век.

Это однонефная сводчатая церковь с характерным притвором (нартексом) в западной части, одной пятисторонней апсидной в восточной части и двумя алтарными нишами. Размеры церкви 14,7 на 6,6 метров.
Первоначальный покров (крыша) не сохранился, допускают, что над центральным залом был купол над ба­ра­ба­ном, а над притвором была башня (камбанария) со звон­ни­цей, свидетельством которой является каменная лестница, встроенная в стену, отделяющую наос (храмовую часть) от нартекса. Сейчас церковь покрыли металлической надстройкой - двухскатной крышей для защиты стен от осадков.
Северный и южный фасады церкви украшают красивые красно-белые кирпично-каменные арки в керамо-пластичном стиле, который естественно вписан в архитектуру церкви в виде орнамента с мотивами рыбной кости, солнца, зигзага, шахмат, выполненого из камня и кирпича. Над ними декоративное украшение четырех-листников из круглых глазурованных розеток, так же встроенных в стену. Стены слепые. Архитектура церкви очень похожа на церковь Святых Архангелов Михаила и Гаврила. По смешанной каменно-кирпичной кладке и нарядной внешней отделке, здание храма типично для Несебырских церквей того времени. Служба в церкви проходила вплоть до конца 19 века. Сейчас здание функционирует как музейный объект.

несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
Посвящена Святой мученице Параскеве, нареченной Пятницею, христианской великомученицы III века. Родители святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого означает - Пятница.
Церковь Св. Параскевы возведена в 13 веке (вско­ре по­сле 1236 года), в период расцвета 2-го болгарского царства и посвящена одной из наиболее почитаемых в Болгарии святых – святой Петке.

Церковь Святого Димитрия, XI в.

Посвящена Святому Дими́трию Солу́нскому (Дими́трию Мирото́чецу) - христианскому святому, почитаемому в лике великомученика. Согласно легенде, именно этот святой в 1207 году чудесным образом явился в стан царя Калояна, осаждавшего Солоники, и пронзил его копьём, отчего злодей и погиб.
Церковь датируется концом 11 века, периодом завоевания Болгарии Византией. Была обнаружена в 1968 году при раскопках близ Святой Софии. Это маленькая крестово-купольная 4-столп­ная церковь с тремя апсидами, построена на фундаменте базилики. Судя по размерам – это была семейная церковь.

несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария

Церковь Успения Святой Богородицы, XIX в.

Успе́ние Пресвято́й Богоро́дицы - праздник Православной и Католической церквей, посвящённый воспоминанию смерти (успении) Божией Матери. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.
Здание Церкви самое большое и самое новое среди всех церквей Старого Несебра. Она была построена в 1873-1874 годах, в пе­ри­од болгарского возрождения и национально-освободительного движения, и это единственная на сегодня действующая церковь.
Это трех-нефная базилика с куполом и поздней иконографией в приделе, где расположен церковный музей. На южном фасаде церкви размещены барельефы с изображением национальных героев Болгарии - Васила Левского, Христо Ботева и др.
Основная достопримечательность Цекви - икона Пресвятой Богородицы Одигитрии. Икона написана в 13 веке и является заступницей города Несебра, ее считают чудотворной, и она широко известная во всей Болгарии.

несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария

Накануне праздника Святой Девы множество верующих проводят в этой церкви ночь для исцеления своих болезней, она якобы исцеляет от умственных и других болезней. А еще горожане называют икону "Черной", то ли оттого что она с течением веков потемнела, или написана была в темных тонах, а может потому, что носили ее с собой солдаты на поля сражения, а их матери были в черных косынках, как это было принято в Греции. Икону и сейчас выносят на крестный ход 15 августа в праздник Успения Пресвятой Богородицы и дня города Несебъра.

В 1994 году воры похитили икону, и это событие взволновало тогда всю Болгарию. Остается только загадкой, взяли ли они саму икону или только дорогое золотой оклад. Довольно быстро полиция нашла похитителей , ими оказались молодые негодяи в возрасте от 18 до 20 лет. Икона была отправлена в город Сливен для восстановления и оставалась там три года, после чего была возвращена с более дешевым серебряным окладом. Тогда же возникли слухи, среди горожан, что оригинал исчез из храма и был заменен копией. Всего через несколько месяцев после ограбления началась череда несчастий среди молодежи города. Первый мальчик утонул на пляже. После него другой молодой человек умирает от удара электрическим током. Люди были также потрясены смертью 20-летнего мальчика, который прыгнул с обрыва и погиб. Позже проклятие начало догонять девушек.
Тогда, одна из матерей, поехала к бабе Ванге Прорицательница была категорична - проклятие действительно исходит от иконы, потому что кто-то коснулся ее. Поскольку воры были молодыми людьми, то жизни мальчиков в возрасте до 20 лет грозят несчастья. Ванга велела все улицы Несебра посыпать сахаром (или солью), если они хотят, чтобы несчастья прекратились.
Мэрия Несебра серьезно не восприняла эту идею. Но несколько матерей решили положить конец злу, ничто не могло остановить и других родителей из Несебра. Они собрали средства и в одну ночь разбросали около 3 тонн сахара (или соли) на улицах. Только тогда зло покинуло город, так считают местные жители. (источники - Википедия и болгарские сайты)
Само строительство церкви тесно связано с легендой о «летящей иконе».
Вообще сюжет о летающих иконах, является довольно распространенным в балканском регионе, он встречается, помимо Болгарии, в Македонии, Румынии, Сербии, и Греции. Как правило - он связан с канонами греческой церкви, и с присутствием на данной территории преимущественно греческого населения с его этническим самосознанием. Существуют два, взаимно-дополняющих канонических сюжета этой легенды. Легенды гласят, что на месте церкви, раньше находилась площадь с большим деревом, и однажды дети, играя на площади, увидели в ветвях этого дерева икону. Они позвали церковных владык, и те опознали икону. Она принадлежала, умершей недавно женщине, которая при жизни звалась «Каламбуркой» из-за сильной сутулости, и она была монахиней, приехавшей из Греции. После ее смерти, оставшиеся вещи хранились в сундуке, в церкви Святого Георгия. Заглянули в сундук, а иконы нет. Ее вернули обратно в сундук, но каждое утро она снова чудесным образом оказывалась снова на дереве. Так продолжалось три дня, а одной женщине все эти три ночи снился сон, в котором ей являлась Пресвятая Дева, и говорила: «постройте мне отдельную церковь, хотя бы часовню, я не могу больше находиться среди мужчин».
Во втором варианте легенды говориться о том, что икона прилетела из Мегары - города в Греции.
Рассказала всем женщина о своем сне, и решили жители заложить церковь, но ничего у них не получалось, пока не высохло дерево. Тогда его выкорчевали и в корнях нашли горшок с золотыми монетами. На это золото и построили церковь.
Во втором варианте легенды – церковь строили всем миром сорок лет, а деньги присылали богатые греки из Мегар.
Еще в легендах говориться о том, что, когда турки хотели омусульманить жителей Несебъра (вариант - сжечь город) у османского паши сошел с ума конь. По совету жителей коня обвели вокруг церкви три раза, и он излечился. В знак благодарности паша дал городу тапию (документ), освобождающий его от отуречивания, и вернул награбленное золото, из которого был отлит оклад иконы (нынешний оклад – серебряный).
Во втором варианте легенды – примерно тоже самое, добавлено только, что турки сами прослышали о чудотворной иконе Девы Марии, а «дели» по-турецки - сумасшедшая, поэтому и лечили коня иконой.
Болгарские историки, в частности Екатерина Анастасова, считают, что возникновение этой легенды связано с поисками этнической самоидентификации жителей Несебъря, преобладающе греческого в то время, после освобождения от османского ига.

Старая мельница, XVIII в.

несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария

Базилика Богородица Елеуса (Умиление), (руины) VI в.

Елеу́са (милостивая, милующая), Умиление — один из основных типов изображения Божией Матери в иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке.
Название базилика получила в честь найденной в ней иконы Богоматери, в переводе с греческого Елеуса означает милостивая. Была построена в 5-6 веках, в византийскую эпоху, на северном побережье города, поэтому ее еще называют Прибрежной. Это большая ранневизантийская трех-нефная базилика с притвором (нартексом), атриумом и тремя апсидами в восточной части. Размеры базилики: длинна 28 метров, ширина 18 метров. Средняя апсида трехгранная снаружи и изнутри полукруглая. По краям, на север и юг, еще две малых апсиды.
В исторических летописях запись о церкви встречается в средневековой дарственной грамоте 14 века, в которой упоминается икона Богоматери Элеусы (Умиление), подаренная монастырю дядей царя Ивана Александра.

несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
В ту пору церковь была частью монастырского комплекса Богородицы Элеусы.
За время своего существования её не раз разрушали и восстанавливали. Но во времена средневековья была окончательно заброшена и открыта в результате археологических раскопок только в 1920 году. Тогда же здесь нашли кирпичи с оттисками императора Юстиниана 6 века, а в притворе гробницы 14 века.
Северная часть и центральная части монастырского комплекса в своё время ушла под воду из-за оползня. Базилика является одной из интереснейших исторических достопримечательностей Несебра, отреставрирована и частично восстановлена/

Cейчас является объектом археологического музея.

Церковь Святого Теодора (Св. Федора), XIII в.

Церковь Св.Тодора (Св. Феодора). - достаточно неплохо сохранившаяся маленькая однонефная церковь с нартексом (притвором) и одной апсидой. Построена в 13-14 веках, периода заката второго болгарского царства и захвата ее турками. Вход в нартекс (притвор) развернут на юг, кровля двускатная. От первоначальной постройки 13-14 веков остались западный и северный фасады, оформленные смешанной кладкой камня с кирпичами. Остальные части здания (более поздние) можно узнать по простой бутовой кладке с горизонтальными деревянными вставками. Такая техника применялась для защиты от землетрясений. Церковь имеет размеры: в длину 8,70 м и ширину 4,15 метра. Фасады отделены слепыми дугами обработанных камней и кирпичей. Пространство под арками заполнено в шахматном порядке или зигзагообразными украшениями, образованными каменными блоками и кирпичами.
Сейчас в церкви размещается художественная галерея

несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
несебър, история, стены, церковь, византия, рим, фракия, болгария
Теодор (Фео́дор Ти́рон) - христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. болгары почитали христианского святого Тодора, объединяя культы святых великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона.

Архитектурно-исторически резерват - град Несебър


Bulgaria Travel
Made on
Tilda